Казачество — одна из наиболее ярких и славных страниц российской истории. Неудивительно, что со временем образ казака стал достоянием народного творчества, Конкурировать с казаками по части мифологии способны, пожалуй, только викинги или ниндзя.
Все мы знаем легендарного атамана Ермака — покорителя Сибири, войскового донского атамана Кондратия Булавина, атамана Матвея Платова — героя войны 1812 года. Ну и, конечно же, бунтарей Степана Разина и Емельяна Пугачева.
В представлении современников казаки — смелые, ловкие, бесстрашные воины, которые отлично управляются с оружием, прекрасно держатся в седле. Однако среди казаков были художники, писатели, поэты, чиновники, педагоги.
Уральский казак Иосаф Железнов был этнографом, донской казак Михаил Шолохов – романистом, сибирский казак Василий Суриков – художником, запорожский казак Афанасий Шафонский – эпидемиологом, донской казак Алексей Лосев – философом. Причём отец Лосева, будучи казачьего рода, работал учителем физики и математики.
Далеко не всегда казаки воевали верхом. В Российской империи было немало и казачьих пеших полков – Якутский городовой казачий пеший полк и др. Некоторые казачьи формирования не воевали вовсе. Как правило, это были городовые полки в глубине России, созданные для охраны общественного порядка, а не для войны.
Бытует мнение, что современные казаки носят казачью форму по собственному почину, из тщеславия.
Это не так. Парадная форма всех реестровых казачьих войск России, как и их символика, утверждены указом Президента Российской Федерации под номером 171 «О формах одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» от 9.02.2010 г.
Указ издан после необходимых консультаций с Геральдической комиссией при Президенте России по делам казачества. Сама комиссия учреждена в 2009 г. Так что если реестровый казак отказывается носить предписанную форму одежды, это считается нарушением президентского указа.
КСТАТИ
Серьга в ухе мужчин-казаков указывала на роль и место казака в роду. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери. Серьгу в правом ухе носил последний в роду, где не было наследников по мужской линии. Единственный ребенок у родителей носил две серьги. Этот элемент украшения считался оберегом, но в то же время выполнял вполне практическую миссию – атаман при равнении строя направо и налево четко видел, кого следует беречь в бою.
ФАКТ
Шашка (первоначально сабля) – символ всей полноты прав казака, а также обладание им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги – раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу, казак получал погоны, кокарду и темляк. В церкви, в момент слушания Евангелия, шашки обнажались на половину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда “старик терял силы” и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершего. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. На Круге голосовали шашками. Не обладавший всей полнотой прав, шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.
Нагайка — знак есаульца и приставов на Круге. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. Нагайка общего казачьего образца является обязательной принадлежностью каждого казака – от генерала до простого казака (разрешается носить за голенищем сапога). Нагайка дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери спальни. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены